С 8 марта) #existential_comics #comics@philosophia_populara #translations@philosophia_populara #Бовуар #Симона_де_Бовуар #Мэри_Уолстонкрафт #Симона_Вейль #Арендт #Ханна_Арендт #Элизабет_Энском #Нил_Деграсс_Тайсон
Existential comics №190. Могучие философы против ученых.
✏ Примечание автора
Сциентизм – идейная позиция, согласно которой либо наука способна решить все проблемы или же все проблемы эмпиричны. С точки зрения философии эта позиция обычно ассоциируется с утверждениями логического позитивизма, который практически перестал существовать к середине 20го века. Однако в культуре подобные убеждения сильнее чем когда либо и даже близки по духу так называемым «Новым Атеистам». Это новые, более наивные формы Сциентизма, которые утверждают, что философия это «пустая трата времени», «бессмысленные споры», «семантика и только» и т.п. Вся их риторика сводится к утверждениям, что нельзя доказать истинность неэмпирических идей.
Это довольно нелепо, поскольку всё их движение основано на распространении определенного набора неэмпирических, философских утверждений, которые по их мнению видимо не поддаются сомнению. Видимо на самом деле они имеют в виду, что если все придут к единому мнению по таким важным философским вопросам, как атеизм, утилитаризм, капитализм, элиминативный материализм и т. д., то тогда из нерешенных вопросов останется лишь наука. Всё это выглядит очень странно, поскольку если бы все согласились с каждой философской позицией, то есть, если все вопросы философии будут решены, то, вероятно, нужда в философии как таковой отпадёт вовсе. Однако, философии ещё далеко до статуса «решенной».
Более того, если кто-то и разрешит проблемы философии, то это уж точно будет не те ученые, которые даже не читали трудов по философии или не занимались философией. Реальная цель часто состоит в том, чтобы просто провести границу вокруг того, что мы должны или не должны подвергать сомнению, потому что мы не хотим, чтобы какие-либо фундаментальные аспекты общества изменились. Ну и люди, которые не хотят, чтобы общество менялось, как правило не хотят и того, чтобы люди даже думали об изменении общества.
Это, конечно, глубоко консервативная позиция, которая характеризует и действия таких людей. Во многих отношениях «Новый Атеизм» - это просто политическое движение, которое пытается секуляризировать консерватизм (в частности, доктрину внешней политики, согласно которой Соединенные Штаты и Европа должны «экспортировать» свою культуру за границу, то есть управлять Землей). Люди, которые хотят фундаментально изменить общество, а не просто повысить эффективность и технологии общества, редко используют такую антиинтеллектуальную риторику. Например, Мэри Уолстонкрафт в 1700-х годах пыталась убедить людей разрешить женщинам получать образование наравне с мужчинами. Не нужно быть гением, чтобы понять, что наука или технология сами по себе не решат такую проблему. Люди, которые хотят реально поменять мир сегодня, не настолько глупы, чтобы думать, будто всё, что нам нужно, - это более продвинутые технологии, или более подробная информация об атомах или ещё что-то подобное. Немного забавно (а может и грустно), когда люди, подобные Ричарду Докинзу, подвергаются нападкам за свои консервативные взгляды, и они иногда пытаются защитить себя, говоря, что они на самом деле феминисты, или кто-то еще. Но, когда вы переходите к их взглядам и действиям, становится очевидным, что под «феминизмом» они понимают следующее: «гендерное равенство было достигнуто несколько десятилетий назад, поэтому каждый должен прекратить жаловаться на это». Например, Сэм Харрис, когда его спросили, почему в движении "Новый атеизм" так мало женщин, сказал: Есть крайние позиции, которые в некоторой степени являются чисто мужскими и более привлекательными для парней, чем для женщин. С новым атеизмом та же ситуация - очевидно, здесь нет такой питательной, формирующей когерентность дополнительной эстрогенной нотки, которую вы хотели бы видеть по умолчанию, чтобы привлечь столько же женщин, сколько и мужчин. «Крайняя позиция», конечно, означает «люди, которые согласны с Сэмом Харрисом».
Нила де Грасса Тайсона часто высмеивают за то, что философия науки не внесла свой вклад в науку. Довольно странное утверждение, поскольку если что-то способствует науке, то это и есть наука. Философия науки задает разные вопросы, например, что такое наука, почему и как она работает. На самом деле он вовсе не антифилософ и не стоит воспринимать его образ в комиксе так серьезно.
«Могучие философы» - пародия на Fox Force Five – неудавшийся пилотный эпизод шоу, про пятерых женщин наемных убийц. Их персонажи основаны на героине Умы Турман из Криминального чтива.