Птица Силена или задолго до Шредингера
Легенда о фиванском царе Эдипе, - это нарратив о человеке, как о явлении, то есть о том, что такое есть человек, в чем его природа, и как он, человек, проявляется в этом мире. Разумеется, в неподражаемом греческом стиле. И начинается эта история с появления в Беотии, на фиванских землях, крылатого чудовища, Сфинкса. В Греции Сфинкс имеет чёткую гендерную принадлежность, это дева, Сфинга, то есть "душительница". Сфинга - это воплощённое осознание человеком своей смертности и недолговечности. У нее тело льва, крылья птицы, бычий хвост, а голова и грудь женщины, девы. Чудовище живет в узком горном ущелье, и ни один путник в Беотии не может избежать встречи с "крылатой девой". Сфинга задушила и сожрала многих людей, её гнездо полно человеческих костей и черепов. Страх будущей смерти и осознание её неизбежности душит саму жизнь и лишает смысла любые свершения и любое делание. Но, перед тем как убить и сожрать, Сфинга даёт человеку возможность победить в схватке с ней, это очень благородное чудовище. Чтобы победить Сфингу (и стать царём Фив) нужно разгадать известную загадку: "Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх"? И Эдип выполняет этот квест, первый на своём несчастливом пути, он даёт правильный ответ на эту загадку, - "человек".
На многочисленных изображениях этой сцены Эдип часто держит в руке посох, как бы иллюстрируя третью часть загадки. Именно этим посохом Эдип случайно убивает своего собственного отца, фиванского царя Лайя. Человек выпрямляется, взрослея, перестаёт ходить на четырёх ногах, как животное, и начинает ходить на двух ногах, как ходят и бессмертные боги. Но спустя время, когда человек дряхлеет, он уже не может легко ходить на двух ногах, как бессмертные боги, и использует посох, инструмент, чтобы помочь себе (или использует этот посох, как орудие убийства. Как повезёт. Как повезёт). Эдип осознаёт и принимает свою человеческую суть, принимает и смерть, как часть этой сути. Сфинга теряет над ним власть и бросается в пропасть.
Есть интересная подробность этой истории, описанная в той части тетралогии Эсхила об Эдипе, которая до нас не дошла (но дошли ее описания), и эта часть написана в жанре сатировой драмы. Неизменными участниками сатировых драм являются, собственно, сатиры, хор сатиров, и Силен, отец сатиров и пестун Диониса. Встретив Сфингу, Силен, ненавидящий правила, как и все спутники Диониса, сам решает загадать чудовищу загадку. Он ловит маленькую птичку и прячет её за спиной, удерживая двумя руками, и спрашивает у Сфинги, мертвое у него за спиной или живое. Сфинга не может разгадать эту загадку: если она скажет, что Силен держит за спиной нечто живое, Силен сразу же свернет птичке шею. Это такой древнегреческий аналог ящика Шрёдингера: пока мы не открыли ящик, мы не знаем жив кот или мертв. Пока Силен не вытащил птичку из-за спины, неизвестно, жива она или мертва (никому, кроме Силена, но он вряд ли поделится информацией). Птица Силена это и сама Сфинга(которая перестала быть чём-то значительным, большим кровожадным чудовищем, а стала маленькой птичкой) и человек (который никогда не знает, когда его постигнет смерть, а следовательно всегда и жив, и мёртв одновременно, к чему страдать).
Ну а в целом Силен просто не рекомендует отгадывать, что там у него за спиной, всегда проиграешь.