Кот, который гуляет сам по себе, о котором шла речь в предыдущем посте, - устойчивая западная мифологема: это и Кот в сапогах,и король всех котов английских сказок и кот Мурр Гофмана (самая печальная история) и, конечно, изумительный кот Морис Терри Пратчетта, бессовестный плут и эгоист, но, конечно, добрый малый, который не может не помочь тем, кто этого по-настоящему заслуживает (кот вообще персонаж помогающий). У Пратчетта появляется и главный враг всех сказочных котов, - Крысиный Король.
Крысиный Король, как известно, состоит из боли, страха и крыс.
Хвосты крыс сплетены в безнадёжный узел, а головы, пробитые болью и страхом, стали единой злобной сущностью, единым сознанием.
"Вам больно и вы не можете думать сами за себя, но я буду думать за вас ВСЕХ", - говорит Крысиный Король.
Мы все, конечно, знакомы с этой сущностью, она живет и среди людей. Скажем, вчера вы мило общались с умным и интеллигентным человеком, а сегодня он бьёт вас ногами за гаражом, окружённый группой подбадривающих товарищей. Вчера человек произносил весёлый витиеватый тост сидя с вами за одним праздничным столом, сегодня он выплёвывает в ваш адрес слова, которые не делают ему чести, просто потому, что вы не сошлись во мнениях (а то и доносит на вас куда следует). И дело вовсе не в том, что человек забыл правила поведения и социальный протокол, человек всегда исполняет социальный протокол (разумеется, не тот, который на бумаге написан, а тот, что "висит в воздухе", динамичное и сложное поле человеческих взаимоотношений, которое человек чувствует и которым руководствуется в первую очередь), а в том, что социальный протокол для него изменился, его изменил Крысиный Король, и то, что раньше казалось неприемлемым, теперь стало единственно верным. Всё обрело четкий смысл, все оправдано, что утоляет боль (а лучше всего утоляет свою боль - боль чужая, боль врага), и все поддерживают одного и один поддерживает всех в том, чего все участники действия просто ужаснулись бы, не будь они под властью Крысиного Короля.
Иногда Короля пытаются использовать в своих целях, но это очень опасная игра, потому что по-настоящему управляет всем происходящим именно он, а человек, питающий иллюзии о том, что Королем можно управлять, обычно сам под его властью, хотя упорно этого и не замечает, до самого печального для этого человека конца.
Почему же так происходит? Потому что люди не справляются со своей болью. С болью своего взросления или с болью своего поражения, с болью своих потерь. Помимо прочего, людям часто сложно разделить свою боль и чужую, поэтому они часто просто тонут в океане всей боли на свете, а потом, когда становится ясно, что это уже немного слишком, а точнее несовместимо с жизнью, они ищут Крысиного Короля, сами его ищут и призывают.
Человек мог бы выставить границы и сказать: это моя боль и я сам с ней справлюсь, это ваша боль, и я не буду брать её себе, но мало кто из людей на это способен на самом деле (человек, в отличие от кота, несовершенен).
Первая встреча изумительного кота Мориса и Крысиного Короля у Пратчетта происходит так:
"– Подойди БЛИЖЕ.
Голос словно тянул его к себе. Придется сказать хоть что-нибудь.
– Спасибочки, мне и здесь хорошо, – отозвался Морис.
– Тогда не хочешь ли разделить нашу БОЛЬ?
Последние слова ранили. Но, как ни странно, не слишком сильно. Голос звучал резко, громко, драматично, словно владелец голоса рассчитывал увидеть, как Морис корчится в муках. А вместо того вызвал лишь легкую мигрень.
Когда голос раздался снова, в нем явственно звучала настороженность.
– Что ты за существо? У тебя НЕПРАВИЛЬНЫЙ разум.
– Мне больше нравится «изумительный», – поправил Морис."
У Крысиного Короля не получается управлять Морисом. Сказочные коты прекрасно выстраивают границы между собой и другими, а также внутри себя, не вступают в слияния, различают свою боль и чужую, и принимают решение вне зависимости от того, что им диктуют боль и страх, тем более чужие боль и страх. Коты договариваются с собой. Этому они и учат людей, как сказочные персонажи.
В конце книги Морис убивает Крысиного Короля, раскусив узел его хвостов, разрушив слияние. После этого люди и разумные крысы, которым помогает Морис (он, конечно, сам по себе, но как можно устоять перед "подрагивающим носишкой" того, кто по-настоящему верит в добро, и не помочь?), смогли договориться о том, как жить друг с другом мирно.
Ну и традиционное, желаю всём быть немного этим котом)