Перетягивание каната извините Иосифа Бродского между имперцами и либералами продолжается с новой силой, как и эксгумация знаменитого стихотворения на независимость Украины. Вот этот рев обманутого и оскорбленного мужа по отношению к дуре-жене, которая, ушла к тому, кто не ценит, использует, ушла как бы по дурости, изменила как бы истинному, сакральному, союзу, конечно должен был стать популярен среди имперцев; но для Бродского чувственный, почти смертельный для него самого момент измены, момент гнева смешанного с бессилием, беззащитностью, - это одна из самых важных точек его делания. И имперские образы Бродского - это чаще всего смертельная усталость и от силы, и от величия: они не спасают от измен (ни империю, ни его самого), и от этих измен выхолощенная болелка смертельно усталого человека, в сущности, уже не болит (а может быть болит, к чему себе лгать), да и зачем отвлекаться от службы величию империи (до которой уже тоже дела особо нет, если честно), - то есть это всегда образ декадентский, полный скорби. Бродскому близка угасаюшая империя, её декаданс.
Впрочем, гораздо лучше сказал он сам:
"Язык и, думается, литература — вещи более древние, неизбежные,
долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония
или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по
существу, реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к
временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство
позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право
вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма общественного
устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма
прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и
будущему), и человек, чья профессия язык, — последний, кто может позволить
себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не только
возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько
возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными
или претерпевающими изменения к лучшему — но всегда временными —
очертаниями."(с)